Единственный в стране рабочий поэт Михаил Антонович Буткевич родился в 1932 году в деревне Любовин Буда-Кошелевского района. Своей маленькой родине он посвятил поэму «Любовин», а детские впечатления стали основой стихотворений «В оккупации», «В ночном», «Лошадка по имени Коробочка», «Конь», в которых поэтизируются сельские трудовые будни.
29
Обо всем этом Михаил Буткевич написал в семейной хронике «Дедово поле», где он вспоминал милые края: Буда-Кошелево – родина моя, по просьбе родственников рассказывает о своей родне, начиная с деда, Буткевича Мишки, который был крепким хозяйственником: у него было 60 га земли, два сына и шесть дочерей, дом, крытый железом, во дворе стояли качели. Однако деда раскулачили.
И вот теперь у могилы близких родственников он вспоминает всех, кто лежит здесь, и тex, кто нашел последнее пристанище где-то в бескрайних полях былой великой страны.  В 16 лет пришел на «Гомсельмаш», на котором проработал почти 55 лет, пройдя путь от ученика слесаря до начальника бюро технического контроля цеха. Закончил Гомельский машиностроительный техникум и Гомельский пединститут. Печатался в журналах «Неман», «Советские профсоюзы», «Магистраль-92», местной периодике, коллективных сборниках Гомельщины. Издал сборники стихов «Новиковская роща», «Улица аистов», «Золотое просо». Но больше всего печатался в родной газете «Сельмашевец».
За доблестный труд Михаил Антонович удостоен Почетной грамоты Верховного Совета Беларуси, званий «Ветеран «Гомсельмаша», «Почетный «Гомсельмашевец». За поэтические успехи – неофициальное звание «Народный поэт «Гомсельмаша», а также за победу в литературном конкурсе награжден путевкой в Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году.
И одновременно трудовая биография Михаила Буткевича – это летопись становления и расцвета производственного объединения «Гомсельмаш», а его произведения –  поэтическая биография ведущего завода Беларуси. Не случайно, что самый первый раздел первой книги он назвал торжественно и гордо – «Баллада о «Гомсельмаше», главные исторические вехи которого  обозначает не мудрено, но четко: «Тридцатые», «Война», «Сороковые» (послевоенный завод), «Восьмидесятые», «Девяностые». Он описывает истоки завода, его становление, воспевает проходную, вспоминает передовиков и ветеранов производства, стихотворение «Гора, огонь…» посвящает памяти работников завода, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Да и в следующих книгах  начинает с разделов «Идя к станку в начале дня», «В цехах не только сталь резцами точат».
В то же время в каждой книге        Михаил Буткевич публикует и лирические стихотворения, посвященные Гомелю, парку, родной деревне, любимой женщине, товарищам. Характерно, что в некоторых из них автор переходит на родной язык, искренне  считая, что он достойно передает тончайшие чувства его души. Интересны его четверостишия, юмористические зарисовки, частушки, дружеские жанры и послания, среди которых необходимо отметить посвящения Юрию Фатневу и Анатолию Гречаникову, с которыми связывала его мужская и творческая дружба. Как бы полемизируя с критиками (есть у него в сборнике такой раздел), он полемически заявляет:
Прожив немало творческих         
годов,
В себе простую истину
открыл  я:
Меня поэтом сделала любовь,
Любовь и удивление –
вот крылья.
Поэзия – мой перстень золотой.
Летите вдаль, души святые
песни.
Я восторгаюсь женской
красотой,
Я удивляюсь облакам небесным.
Без этого мне трудно
было б жить
(Чего еще хорошего осталось?..),
И счастлив тот, кому дано
 любить.
Любовь не знает, что такое   
старость!
Иван Штейнер, профессор, доктор филологических наук
(из книги «Сожский хоровод»).

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here