Такое мнение высказала корреспонденту БЕЛТА заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Тамара Красовская.

краско

Закон об обращениях граждан и юрлиц, вступивший в силу два года назад, позволил вывести работу с обращениями граждан на новый уровень.

«Новации позволили обеспечить без лишнего формализма и волокиты рассмотрение обращений, усилили гарантии реализации конституционного права каждого на обращение. Однако жизнь не стоит на месте, и для нас, парламентариев, весьма важным является этап мониторинга практического применения документа после его вступления в силу. А практика показала, что назрела необходимость в корректировке некоторых норм этого закона», — подчеркнула Тамара Красовская.

Заместитель председателя комиссии отметила, что в настоящее время электронные обращения зачастую носят характер обыкновенной переписки, существующей в социальных сетях. Заявители чаще просят разъяснить норму закона или высказывают свое мнение о действиях того или иного органа, что, по мнению депутата, не является обращением. «Необходимо изменить порядок рассмотрения таких обращений. Так, следует закрепить обязательность рассмотрения только тех электронных обращений, которые поданы через специальную рубрику, размещенную на сайте госоргана или госорганизации. А к электронным обращениям, которые направляют представители заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия», — пояснила она.

Депутат также затронула аспект, касающийся правовой грамотности граждан. На данный момент в государственные органы, в том числе в парламент, поступает большое количество обращений, которые напрямую или косвенно касаются исключительной компетенции судебных и правоохранительных органов. В связи с этим парламентарий считает целесообразным установить следующее правило: обращения оставляются без рассмотрения по существу, если они подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо если в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений.

Для госорганов, руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей обращения граждан являются одним из основных источников информации, необходимой для принятия качественных и эффективных решений, считает Тамара Красовская.

«К тому же я не понаслышке знаю, что самое главное — за неиссякаемым потоком служебных бумаг и неотложных дел увидеть живого человека с его проблемами, чаяниями и надеждами. Только такой подход может максимально гарантировать защиту прав и законных интересов граждан», — подчеркнула она.

Электронные обращения от граждан лучше принимать через сайты госструктур — депутат

Такое мнение высказала корреспонденту БЕЛТА заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Оксана Нехайчик.

«Сейчас у госструктур более продвинутые сайты. Есть возможность общаться с гражданами через них. Думаю, теперь необходимо, чтобы обращения направлялись не по электронной почте, а через специальные формы на официальном сайте. Ведь, если говорить об обращениях через электронную почту, то зачастую граждане не указывают в них данные, необходимые для рассмотрения. Определенный процент обращений отсеивается антивирусными программами или не доходит до адресатов по другим техническим причинам. В результате гражданин не получает ответа на свое обращение. Хотя чьей-либо вины в этом нет. Подача электронных обращений через сайты организаций позволит решить такие проблемы», — пояснила Оксана Нехайчик.

Кроме того, не всегда обращения направляются по компетенции, то есть в тот орган, который занимается тем или иным вопросом. «Учитывая, что сейчас можно узнать на официальном сайте того или иного ведомства, чем конкретно оно занимается, людям необходимо все же отправлять обращения именно в ту структуру, которая действительно может дать человеку компетентный ответ. Иначе обращение будут пересылать, на что тратится лишнее время. С другой стороны, нужно, безусловно, оставить для человека право на обращение в вышестоящую инстанцию, если он недоволен ответом, который ему уже дали», — сказала депутат.

БЕЛТА.

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here