По статистике, белорусы, прежде чем обратиться к врачу, в первую очередь заглядывают за помощью в аптеку, рассчитывая на профессионализм тех, кто стоит за окошком. «Путеводители» по миру лекарств – фармацевты и провизоры – представители одной из самых востребованных сегодня профессий. К их когорте в этом году примкнула и Наталья Медведева. Сегодня молодой специалист работает в аптеке №16 райцентра.

Если захотите измерить давление, позовите Наталью Медведеву. Она всегда это делает с улыбкой

– Наталья, почему вы выбрали эту профессию?
– Уроки химии и биологии в школьные годы были у меня самыми любимыми. В старших классах я твердо решила поступать в медицинский. Усердно готовилась несколько лет и в итоге стала студенткой фармацевтического отделения Могилевского государственного медицинского колледжа. В студенческие годы убедилась, что сделала правильный выбор. Учиться было интересно, хоть и сложно, каждая дисциплина – это новые открытия. Получив диплом, вернулась в родной город, который люблю всей душой.

– Довольны вы своим выбором?
– Своей профессией я очень довольна, занимаюсь любимым делом. Осознание того, что ты ежедневно помогаешь людям, приносит удовлетворение и дает дополнительный стимул к работе. Вопреки расхожему мнению, фармацевт не просто продавец в белом халате, а в какой-то степени врач, консультант, психолог. Мы должны не только сориентировать покупателя в бесконечном многообразии лекарственных средств, рассказать об их совместимости с другими препаратами и побочных эффектах, но и, порой, суметь распознать явные симптомы болезни и ненавязчиво отправить на прием к врачу, а иногда и просто поддержать добрым словом.

– Что входит в ваши обязанности?
– Отпуск лекарственных средств и медицинских препаратов. Это сложный и ответственный участок работы, ведь в аптеке находится несколько тысяч наименований, свойства которых фармацевту необходимо знать, да и просто элементарно помнить, на какой полке искать нужное лекарство. Мастерство приходит с практикой, с опытом. Сейчас я уже знаю весь ассортимент, легко могу найти нужный препарат, рассказать о способах применения лекарств, проконсультировать по ценам. Да и коллеги мне очень помогают: у нас дружный коллектив. Здесь я была на практике, поэтому мне гораздо проще было приступить к работе.

– А часто ли к вам обращаются с просьбой поставить диагноз и назначить лечение кто-то из знакомых или родственников?
– О! Очень часто. Я всегда говорю, что не изучала болезни и их симптомы, а знаю только свойства лекарств. Как правило, я не советую заниматься самолечением, но прислушиваются, увы, не все.

– Какие главные качества фармацевта вы бы назвали?
– Фармацевт должен быть приветливым, вежливым, уметь общаться с покупателями, знать информацию о продаваемых лекарственных средствах. Это базовые вещи. Фармацевт должен быть ответственным человеком, поскольку именно он рекомендует, советует человеку то или иное безрецептурное лекарство, аналоги, и этому совету покупатель доверяет.

– А что для фармацевта совершенно неприемлемо?
– Неопрятный вид, яркая косметика, безразличие к покупателю, отсутствие доброжелательности, профессиональная безграмотность. Повторюсь, мы, фармацевты — медработники. Поэтому требования к нам соответствующие.

– Какой вы дадите совет тем, кто собирается связать своё будущее с фармацией?
– Во время обучения по данной специальности нужно быть очень внимательным, ничего не упускать, потому что, как я убедилась на личном опыте, все знания когда-либо вам пригодятся. Основные качества, которыми должен обладать каждый, кто местом работы выбрал аптеку, – это, помимо профессиональных знаний и навыков, еще и недюжинное терпение, скрупулезность и коммуникабельность. Ведь основной наш контингент – это люди заболевшие, а, следовательно, плохо себя чувствующие, раздражительные. С каждым нужно найти общий язык, даже когда они выражают свое недовольство тем, что собралась очередь или ценами на тот или иной препарат. Нужно суметь сделать так, чтобы из аптеки покупатель ушел в добром расположении духа.

Ирина ШУТОВА