На неделе исполнилось 109 лет со дня рождения нашего именитого земляка, народного художника БССР, лауреата Государственной премии Виталия Цвирко.

Виталий Константинович стал основоположником особого типа картинно-эпического и лирико-героического пейзажа в белорусском искусстве и по праву считается знаковой фигурой в художественной культуре нашей страны. А начался путь к признанию в семье сельских учителей в небольшой деревне Радеево. Как вспоминал сам художник: «Мой отец и природа стали для меня первыми учителями. А знаете, кто был следующим?.. Кондрат Крапива (это было уже после переезда в Минск – прим. ред.) Да-да, известный белорусский драматург. Все с увлечением читают его пьесы, но мало кто знает о том, что у него были большие способности художника». Потом была учеба в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова, который в годы войны был эвакуирован в Самарканд. Там наш земляк потерял маленького сына, а потом и отца. О годах, проведенных в эвакуации, он не рассказывал даже близким.

Как только появилась возможность, Цвирко вернулся в Беларусь, не мысля свою жизнь за ее пределами. Его карьера и известность набирают стремительный рост. Но, как сказала Татьяна Цвирко, дочь художника: «Никто не смог бы назвать его карьеристом. Он был слишком творческим, настоящим художником».

Создав в начале творческой карьеры цикл работ на военно-историческую и послевоенную тематику, Виталий Константинович находит себя в пейзажной живописи, которая до конца жизни занимала центральное место в его творчестве. Лето с его буйством зелени Цвирко писать не любил. Он предпочитал пейзажи «полусостояний»: когда зима только-только начинает переходить в весну, когда наступают сумерки, когда солнце еще греет, но уже чувствуется прохлада. Свои полотна Цвирко всегда писал с размахом и предпочитал делать это на пленэре: «Пиши с натуры. Только когда тебя окружает природа, получается трепетное, волнующее произведение».

Виталий Цвирко не любил перегружать свои полотна деталями, чтобы они не уводили зрителя от идеи, заложенной автором. Считал, что картину не обязательно дописывать до конца, что в произведении всегда должна быть загадка. Он использовал неожиданные художественные решения, что делало его работы узнаваемыми в любой экспозиции. На выставке, посвященной 100-летию мастера, его дочь вспоминала: «В своей жизни, так же как и в своих полотнах, он не любил ничего усложнять, до конца сохранил оптимизм и прекрасное чувство юмора. И говорил, если бы ему пришлось родиться заново, прожил бы жизнь точно так же».

В заключение хочу обратиться с просьбой к нашим читателям: берите своих детей, родителей, друзей или знакомых и посетите картинную галерею. В эти дни все жители района могут вживую увидеть картину Виталия Константиновича «Вечер». Поверьте, не в каждом районном центре нашей страны предоставляется такая уникальная возможность. А если вы поторопитесь, то еще успеете увидеть выставку работ Белорусского союза художников. Живопись и искусство могут быть не менее интересными, чем развлекательный контент из соцсетей. Мы же обещаем исправно информировать вас о всех самых интересных культурных событиях, запланированных в городе и районе.

Анна ШАПОВАЛОВА