Основные признаки употребления наркотиков:

❖заметное уменьшение или возрастание аппетита, жажды;

❖бледность, землистый цвет или покраснение лица, одутловатость, сальный цвет;

❖чрезмерно широкие или узкие зрачки;

❖круги под глазами;

❖сухость, шелушение, дряблость кожи, тусклость и ломкость волос;

❖сухость губ или повышенное слюноотделение;

❖потеря веса, тошнота, тремор, частый насморк, кашель;

❖появление нехарактерных запахов изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя);

❖следы от уколов и порезов (на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки);

❖появление  предметов, сопутствующих  употреблению  наркотиков:

  • порошка, капсул, таблеток (особенно снотворных или успокоительных),
  • свертков, в том числе из фольги, полиэтиленовых пакетиков с «замками»,
  • желтых или коричневых пятен на теле или одежде, шприцев, игл, ампул, сухих  частиц растений, закопченных ложек, похожих на пластилин комочков с  сильным запахом;

❖появление таинственных звонков и странных разговоров по телефону, использование «шифра», жаргонных слов;

❖сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные ранее;

❖ неустойчивость эмоционального состояния, подъемы настроения резко сменяются вспышками раздражительности, агрессии;

❖вялость, заторможенность, быстрая утомляемость, малая подвижность, сменяемые необъяснимым возбуждением, энергичность, бесцельные движения.

Действия педагога образовательного учреждения при подозрении нахождения учащегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если Вы наблюдаете неадекватное поведение (или странное состояние) у подростка и подозреваете, что это может быть связано с употреблением ПАВ, в таком случае необходимо:

  • удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников;
  • немедленно поставить в известность администрацию школы;
  • срочно вызвать медицинского работника школы. Если состояние ребенка тяжелое (потеря сознания, бред, состояние паники или другие критические признаки), необходимо вызвать скорую помощь.

В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо известить о случившемся родителей (законных представителей).

Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.

При совершении подростком в наркотической   интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.

Нельзя отправлять ребенка домой, тем более одного. Помните, за жизнь и сохранность здоровья ребенка в образовательном учреждении несет ответственность администрация образовательного учреждения.

Действия педагога при возникновении подозрения периодического употребления несовершеннолетним наркотиков:

Если Вы подозреваете несовершеннолетнего в злоупотреблении одурманивающих веществ, то в этом случае наиболее оправданы следующие действия:

  1. корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным

представителям) подростка;

  1. при подозрении на групповое употребление одурманивающих веществ необходимо провести беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов;
  2. организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с врачом-наркологом;
  1. предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций.

Действия классного руководителя при подозрении употребления ПАВ несовершеннолетним:

Если вы подозреваете, что несовершеннолетний употребляет одурманивающие вещества – не читайте ему мораль, ни в коем случае не угрожайте, не наказывайте его.

Возможно, Вы единственный человек   кому ребенок может довериться.

Основные правила:

  1. предоставьте подростку достаточную информацию о негативных последствиях употребления одурманивающих, наркотических, психотропных   веществ.  При первом контакте избегайте репрессивной и осуждающей тактики, постарайтесь убедить ребенка в целесообразности обращения за медицинской помощью;
  1. укажите на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в употребление психоактивных веществ, сообщите, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке;
  1. не разглашайте информацию о проблемах подростка другим педагогам, учащимся, поскольку это может привести к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего. Тем не менее, сообщить администрации школы и родителям Вы обязаны;
  2. при работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных, одурманивающих, наркотических веществ необходимо точно знать: Какова ситуация в семье подростка? Могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка? Каково его социальное окружение по месту жительства?
  3. необходимо предоставить информацию об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним с возможностью анонимного лечения;

При подозрении на возникающую проблему можно обратиться в УЗ «Буда-Кошелевская ЦРБ» для получения консультации по номерам телефонов: 7-66-44, 7-11-37, 7-66-42.

Психолог РП УЗ «Буда-Кошелевскаая ЦРБ» Зятикова И.А.