Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 ноября открыл в Мозыре обновленный мост через реку Припять, передает корреспондент БЕЛТА.


Глава государства в торжественной обстановке перерезал символическую красную ленточку. На церемонию были приглашены представители трудовых коллективов дорожных организаций, участвовавших в строительстве моста, жители Мозырского района. По сложившейся традиции ко Дню Октябрьской революции людям преподносят подарки — значимые, масштабные объекты, и обновленный мост — один из них.

Президент обратил внимание на важность этого моста не только для жизнедеятельности региона, но и для всей страны. Возведенный после войны, мост в Мозыре был первым и единственным автомобильным мостом через Припять. С тех пор не находилось ни денег, ни возможностей, чтобы реконструировать этот значимый объект. Непросто было это сделать и сейчас. Но благодаря отечественным специалистам удалось превратить мост в очень современный объект. Более того, они дают гарантийный срок на него в 100 лет. «Многих-многих из нас не будет (такова жизнь) здесь, ну а мост как памятник наших добрых дел будет крепко стоять и обеспечивать необходимую жизнь и Мозырю, и Калинковичам рядом, да всей нашей стране, не только Гомельщине», — подчеркнул глава государства.
Прежний мост через Припять на этом месте был построен в 1958 году. По прошествии десятилетий активной эксплуатации ему потребовалась реконструкция. Работы велись на протяжении двух лет. Обновленный мост стал более широким (10 метров вместо 7), на нем оборудованы смотровая площадка на новой вантовой арке, лифт со стороны Мозыря, оригинальная подсветка.

Изначально движение по обновленному мосту планировали открыть в мае 2026 года, но благодаря высоким набранным темпам работ удалось сделать это уже к 7 ноября. Сам мост еще до открытия благодаря установленной вантовой арке и подсветке уже стал излюбленной фотозоной для жителей Мозыря.
В знак признательности от местных жителей главе государства преподнесли в подарок картину «Любимый город…». Это работа учителя Мозырской детской художественной школы искусств Леонида Приходько. Маслом на холсте изображен Мозырь в окружении лесов и холмов, у подножия города протекает живописная река Припять. Ее набережная — излюбленное место для прогулок жителей и гостей города, а два берега реки соединяет обновленная достопримечательность — реконструированный мост.
Картина, по словам Президента, будет передана во Дворец Независимости, где есть музей подарков главе белорусского государства от лидеров других стран, известных общественных и политических деятелей, представителей культуры и искусства, трудовых коллективов.
«Настоящие славяне. Когда нас жиманет ситуация, тогда мы готовы умереть, но все сделать. Этот год был тяжелейший для сельского хозяйства. Я не помню таких суровых лет. Весна — заморозки. Невозможно было начинать. На две — три недели сдвинулась посевная кампания. Естественно, сдвинулись и уборочные недели. Тем не менее, в этом году мы получаем рекордный урожай по зерну. У нас под 11 миллионов тонн. Достижение великое — если на одного человека одна тонна зерна. У нас больше, чем одна тонна. И значительно больше. Это хороший урожай. Я к тому, что прижало нас, и мы доброе дело сделали», — сказал глава государства.

«Полешуков надо встряхнуть». Лукашенко рассказал, почему из всех предложений выбрал поездку в Мозырь

«Я подумал, будет неправильно, если я не приеду в этот прекраснейший центр нашей страны, один из главных городов нашей страны — наш прекрасный Мозырь. Действительно прекрасный город, важный для экономики нашей страны», — сказал глава государства. Вместе с тем Президент отметил, что крупное предприятие, находящееся здесь, — Мозырский нефтеперерабатывающий завод — работает пока неважно. «Но последние решения, которые приняты, я думаю, улучшат и экономику этого города. Посмотрим, что получится в динамике. Но государство сделало все, чтобы этот завод работал лучше», — обратил внимание Александр Лукашенко.
«Ситуация непростая, очень непростая (вокруг страны. — Прим. БЕЛТА). Я просто это не вываливаю все на вас. Я всегда от вас просил одно: дайте мне экономику. Дайте мне мосты, дороги, молоко, мясо и прочее. А военные вопросы за мной, безопасность — мои вопросы. Я буду их решать, я знаю, как их решать. Пока более-менее что-то получается», — сказал глава государства.
«Поэтому настройтесь на хорошую работу. Помните, что то, что не сделали вы, никто не сделает. Ни я, никто. Каждый должен делать свое дело. Каждый за свой клочок земли, за свой кусочек работы отвечает и должен это делать. Это — главное. Дисциплина и еще раз дисциплина», — добавил Александр Лукашенко.

 

Глава государства обратил внимание на один из актуальных для региона вопросов — проведение мелиорации. «Никто, никакой частник сам не будет строить каналы, сооружения, — сказал Александр Лукашенко. — Никто не будет, кроме государства. Поэтому мы очень сильно взялись за мелиорацию». Прежде всего это касается восстановления мелиоративных систем, которые были построены в советские времена. Приступить к таким работам стоило, конечно, раньше, но все время находились какие-то сложности, в том числе финансового плана. «Мы безобразно порой относились к этим вопросам. И я вижу, уже земля приходит в негодность — хмызняк, эти каналы (мелиоративные. — Прим. БЕЛТА) зарастают. Пришлось штурмом брать и этот вопрос. Поэтому мелиорация — это вопрос главный», — подчеркнул Президент.

Александр Лукашенко рассказал, что, направляясь из Минска в Гомельскую область, осмотрел с вертолета, как обстоят дела с культурой земледелия, в каком состоянии находятся земли и сельхозугодья, и в целом остался доволен увиденным. «Не могу ни к чему придраться, кроме того, что в низких местах бросили поля и не пашете. Это плохо», — заметил глава государства. Он обратил внимание, что не задействованными в оборот, по сути — брошенными, остаются даже участки в 5-10 гектар, и это в то время, как государство вкладывает значительные средства в мелиорацию ради того, чтобы сделать земли пригодными для сельскохозяйственной деятельности.

Президент предупредил, что на этом его «инспекция» районов Гомельской области не завершена: «Я еще посмотрю тут все районы. И Ельский, и Наровлянский, и туда, южнее, — Лельчицы. Я посмотрю, как люди работают».

Глава государства отметил, что Украина совсем рядом, и он поначалу даже отклонил предложение о своей поездке в Мозырский район. «Думаю, ну, на фоне войны в Украине как-то тут нам радоваться и Президенту ехать… Ясно, что это прозвучит, — рассказал он. — Но, думаю, простят меня украинцы. Мы же соединяем берега в том числе и для них».

«Мы открыты. Пожалуйста, приезжайте, украинцы. Мы с удовольствием вас примем. Вашим семьям, вашим детишкам обеспечим такую жизнь, как белорусам в плане образования, здравоохранения», — пригласил глава государства.

Он отметил, что многие приехавшие из Украины переселенцы уже работают в том числе в Гомельской области. «Мы готовы их принимать. Для нас украинцы — это благо. Это очень трудолюбивые люди, понимающие нас, разговаривающие с нами на одном языке, — сказал Александр Лукашенко. — Тем не менее, беда пришла в дом нашего соседа. Думаю, что устаканимся мы с этой проблемой».

«Предприятий у нас хватает. Есть где можно работать. Хочу публично предупредить начальников: какое бы у вас ни было предприятие — убыточное, заброшенное — умрите, но людям зарплату заплатите. Это — главное. Если мы не будем платить нормальную зарплату — мы будем терять людей», — подчеркнул глава государства.

Он отметил, что, например, в России сейчас есть востребованность в трудовых ресурсах и часть людей может уехать на заработки туда. Кто-то уехал в западном направлении. «У нас в Польшу съехало 10-12 тыс. человек. Хотя, говорят, миллион уехало. Неважно сколько. А зубок лечить они едут в Гродно. А почему? Потому что тут бесплатно. Бесплатно ничего не бывает. Это бюджет — государство платит за вас. Поэтому и здесь будет принято решение», — сказал Президент.

«Поехал, ты ищешь хорошее место, где заработать, — правильно, препятствовать не будем. Особенно если ты едешь в Россию. Но ты, получив хорошие деньги, сюда приедь, заплати. Мы тебе выдернем и зуб, что угодно. Но только за твой счет, — заявил Александр Лукашенко. — Работайте на своей земле. Нищими не были и не будем».

Что касается выезда граждан на заработки в те или иные страны, Президент отметил, что это никто запрещать не будет, но будут приняты решения в отношении бесплатного доступа к тем или иным социальным услугам.

«У нас в Польшу съехало 10-12 тыс. человек. Хотя, говорят, миллион уехало. Не важно сколько. А зубок приехать лечить они едут в Гродно. А почему? Потому, что тут бесплатно. Бесплатно ничего не бывает. Это бюджет — государство платит за вас. Поэтому и здесь будет принято решение», — сказал Александр Лукашенко.

В том числе и в России сейчас есть востребованность в трудовых ресурсах, и часть людей могут уехать на заработки туда.

«Поехал, ты ищешь хорошее место, где заработать, — правильно, препятствовать не будем. Особенно если ты едешь в Россию. Но ты, получив хорошие деньги, сюда приедь, заплати. Мы тебе выдернем и зуб, что угодно. Но только за твой счет», — заявил Александр Лукашенко.

При этом глава государства публично предупредил начальников, что людям надо платить нормальную зарплату: «Какое бы у вас ни было предприятие — убыточное, заброшенное — умрите, но людям зарплату заплатите. Это — главное. Если мы не будем платить нормальную зарплату — мы будем терять людей».

Лукашенко рассказал о новых условиях предоставления современной сельхозтехники

Сельскохозяйственные предприятия будут получать новую дорогостоящую технику и комбайны только на определенных условиях. Самое важное — эксплуатировать такие машины должны квалифицированные, профессиональные специалисты.

«Нужны люди — грамотные, квалифицированные. Поэтому сказано всем руководителям: с «Гомсельмаша» ни одного комбайна не получите, пока не будет конкретный человек, который на нем будет работать, — очень продвинутый механизатор. Он должен быть на уровне инженера», — отметил глава государства.

Лукашенко на примере строительства моста объяснил, почему не надо гнаться за «Гуччи» и «Версаче»

«Все от «Гуччи» и «Версаче» (хотят купить одежду. — Прим. БЕЛТА), все одеты. Я только иногда удивляюсь, зачем вы тратите на ерунду такие деньги. Свое покупайте, нормально будете носить. Предлагайте, что надо сшить и так далее, — сказал глава государства. — Мы вот дернули легпром наш, который шьет, заменили там руководство. Сейчас и за них возьмусь. У нас же все есть. Кожаное сделать пальто или куртку — хватает у нас этих кож. В Гатово под Минском крупное предприятие. У нас все есть. Обувь можем сшить».

Президент отметил, что в то время как люди стремятся купить товары зарубежных брендов, отечественные предприятия, которые производят такую же продукцию, не могут ее продать. «Можно было на этом предприятии (белорусском. — Прим. БЕЛТА) купить. Может быть, даже попроще. Свое надо одевать. Даже если чуть-чуть оно не соответствует великим, хотя сейчас врать начали дай бог (речь о разного рода подделках или снижении качества оригинальной продукции. — Прим. БЕЛТА), ну ты купи свое. Это значит, купив это, ты заплатил своему предприятию. Это значит, они деньги получат», — рассказал глава государства.

Александр Лукашенко привел в пример строительство моста в Мозыре. Изначально планировалось его построить за 30 месяцев, но уложились в 24, причем силами отечественных организаций. Но были и иные предложения. «Иностранцы мне предлагали за 20. Я сказал: «Нет, спасибо, пока свои». И цены были бы ниже. Я же не бросился на это. Потому что если придет иностранец, не факт, что он привезет асфальтобетон белорусский, а мы это умеем делать. Не факт, что отбойники, перила (будут отечественного производства. — Прим. БЕЛТА). Он оттуда притащит. А это значит, заплатит своим. А наши предприятия будут стоять. И главное — люди наши не получат заработную плату. То есть я не бросился на это. Нет, говорю, свои пусть делают. Один мост, второй, третий», — подчеркнул белорусский лидер.
«На аркане людей не затащишь». Лукашенко о задаче создавать привлекательные условия в агрогородках

Общеизвестно, что жители деревень нередко стремятся переехать в города, в том числе и потому, что там более комфортные, привлекательные условия жизни, более развитая инфраструктура. В то же время потерять деревню ни в коем случае нельзя, об этом не раз говорил Президент. На уровне государства стоит важнейшая задача сохранить село. «Людей же на аркане, на веревке туда не затянешь. Значит, надо создавать условия и менять систему», — сказал Александр Лукашенко. На это направлены в том числе госпрограммы по возрождению села. «В социальном плане это значит создание агрогородков. Допустим, в Мозырском районе 14 агрогородков. Это крупные деревни, где должно быть все как в городе: детский садик, школа, банковское учреждение», — ориентировал Президент.

«Какие у вас там любовники и любовницы?» Лукашенко о схемах с арендой у частников дорожной техники

«Воруют. Эти тоже воруют (в дорожно-строительной отрасли. — Прим. БЕЛТА). Вот мы сейчас обнаружили — Комитет госконтроля сейчас работает. Что делают? У нас есть частные предприятия, у которых есть техника. Асфальтоукладчики, катки, погрузчики, экскаваторы. Ваши начальники (дорожно-строительных организаций. — Прим. БЕЛТА) арендуют эту технику. А зачем? В три-пять раз дороже. Сразу настораживает, — сказал глава государства. — А кому вы платите? Какие у вас там любовники, любовницы и прочие, которым вы деньги отстегиваете?! Ну если хотите любовницу, вы тогда из своего кармана платите. Что ж в дорогу загнали — в себестоимость (экономисты понимают). И я плачу за это деньги (бюджетные. — Прим. БЕЛТА). Почему я должен содержать? Это не дело».

«Поэтому будет жесточайший спрос. Я всегда говорил, и гомельчане (жители Гомельской области. — Прим. БЕЛТА) меня поддерживали: коррупция — это ржавчина, которая разъедает любую экономику», — подчеркнул белорусский лидер.

«Ты чего эту технику арендуешь, в пять раз дороже платишь? Да ты, построив этот мост, мог бы заработать деньги и купить асфальтоукладчик или каток, экскаватор или погрузчик. Ты не сделал. Почему? Готовьтесь», — предупредил Александр Лукашенко.

Заслушивая доклад о перспективах дорожного строительства, Президент подчеркнул, что поручил председателю КГК в этом вопросе серьезнейшим образом встряхнуть отрасль. «Жуткие вещи происходят, — сказал он. — Частник отдает технику в аренду втридорога. Это что такое? Это — коррупция».-0-

«По реконструкции мы пойдем точечно. Это в основном международные транспортные коридоры», — доложил министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович.

Речь, в частности, об автодорогах М-3, М-10, Р-46, Р-99, Р-122, а также наиболее востребованных участках, имеющих значительную интенсивность движения: Р-28, Р-53, Р-83.

Алексей Ляхнович доложил о планах по реконструкции дорог в направлении Витебска и Полоцка. В настоящее время все областные центры связаны автомобильными дорогами первой категории с городом Минском, за исключением Витебска. При этом автодорога М-3 Минск — Витебск на участке от Минска до Лепеля, а также автодорога Р-46 являются транспортным коридором в направлении портовой инфраструктуры Ленинградской области Российской Федерации.

В целях повышения эффективности перевозки экспортно-импортных грузов в настоящее время выполняется реконструкция автодороги М-3 от Плещениц до границы Минской и Витебской областей по параметрам 1-й технической категории. Также продолжается реконструкция дороги Р-46 от Лепеля до Полоцка, завершить которую планируется в 2026 году. В свою очередь капитальный ремонт автодороги Р-46 от Полоцка до границы с Российской Федерацией был проведен в 2024 году.

«Таким образом центр Витебской области у нас будет соединен с Минском. И в этом отношении люди должны быть благодарны, что мы это сделаем», — сделал вывод глава государства.
Продолжается реконструкция на еще одном международном коридоре. Это трасса Р-122 Могилев — Чаусы. «Мы сейчас начали участок дороги, и в следующей пятилетке мы его тоже завершаем, — рассказал Алексей Ляхнович. — Там порядка 40 километров».

«Если там на востоке будем атомную станцию строить, надо будет ускоряться», — заметил на это Александр Лукашенко.

Начата реконструкция М-10, которая является магистралью, идущей от границы России до Кобрина. «Когда мы построим до Кобрина эту дорогу?» — уточнил глава государства.

«Мы видим, что на этом участке, который мы сейчас начали от Гомеля до Мозыря, у нас есть интенсивность движения», — доложил министр.

Реконструкция автомобильной дороги М-10 на участке от Речицы до Калинковичей протяженностью 86 км осуществляется по параметрам 1-й технической категории с устройством цементобетонного покрытия.

Александр Лукашенко подчеркнул, что этот участок, безусловно, надо делать, он необходим для внутренних целей. Однако его не устроили планы завершить этот участок только к 2029 году и он предложил действовать быстрее. «До Мозыря (от Гомеля. — Прим. БЕЛТА) она должна быть, как из Минска до Гомеля. И нам надо ускоряться, — сказал он. — А уже от Мозыря туда дальше — через Петриков, Житковичи и до Кобрина — пока на паузу поставим. Может быть, что-то изменится».

Как отмечают в Минтрансе, на участке М-10 от Калинковичей до Кобрина протяженностью 343 км интенсивность движения транспортных средств соответствует существующим категориям дороги. Планируется дальнейшее поддержание данного участка в надлежащем состоянии.

Часть доклада министру касалась поручения Президента опробовать технологию укладки бетонного основания дороги поверх асфальта. В настоящее время этот подход применили на небольшом участке трассы М-4 Минск-Могилев, и опыт удачный.

«То есть годится? По асфальту бетон положить можем?» — уточнил глава государства.

Главе государства доложили, что работ при таком подходе надо выполнять меньше, а также ниже цена, если сравнивать с реконструкцией.

«Если это обосновано, технологически правильно, это надо делать», — сказал Президент.

Принято решение, что по подобной технологии будут делать основные выходы из Минска, чтобы не вводить в последующем летние и весенние ограничения для большегрузов. Устройство цементобетонного покрытия позволит значительно улучшить качество покрытий наиболее грузонапряженных участков дорог и увеличить допустимую нагрузку на ось до 11,5 тонны.
Отдельно Александру Лукашенко доложено о поручении по устройству дорог с твердым покрытием к агрогородкам. «У нас с областных центров к районным центрам дороги есть. Нет такого центра, который бы с областным не был соединен твердым покрытием. Дальше надо идти глубже — от районного центра к агрогородкам», — сказал глава государства.

Ранее правительством был утвержден соответствующий перечень на 2025-2026 годы, который включает 34 агрогородка, для обеспечения максимально комфортного подъезда к которым необходимо было сделать усовершенствованное покрытие на участках дорог общей протяженностью 156 км. В текущем году сделали 108 км к 29 таким населенным пунктам (большинство в Витебской области), а на следующий год осталось 5 населенных пунктов и 48 км.

Александр Лукашенко отметил, что надо очень внимательно подходить к этой работе и ориентировать на перспективные агрогородки. «Если определились, что там будет агрогородок, к нему надо ремонтировать или подводить дорогу, — сказал глава государства. — Главное не агрогородок (формальный статус населенного пункта. — Прим. БЕЛТА), а люди. Если там будут жить люди, дорогу делай. Но если мы понимаем, что там людей не будет, так зачем же мы туда строим такую дорогу? Поэтому еще раз надо по стране в целом и по Витебской области проревизировать. А деньги мы найдем куда направить».

В этом же ключе глава государства призывает действовать и в отношении более мелких деревень. «Мы должны видеть динамику. Перспективу. Если это 200 человек и каждый год люди уезжают, и там не будет этой деревни, зачем туда лезть? Мы же государственные деятели. Мы должны делать там, где нужно. Ревизию надо провести и посмотреть, не закапывать деньги там, где это не надо»,- сказал он.

В целом по итогам реализации госпрограммы на 2021-2025 годы ожидается выполнение ремонта и реконструкции 18 тыс. км автомобильных дорог республиканского и местного значения, а также 24 тыс. погонных метров мостовых сооружений на них (477 штук).

Одним из пяти приоритетов, предусмотренных концепцией программы социально-экономического развития Беларуси на следующую пятилетку, является приоритет «Качественные дороги — новые дороги по современным стандартам качества». В числе основных задач по реализации данного приоритета — ремонт и реконструкция 25 тыс. км автомобильных дорог общего пользования.

Минтрансом совместно с заинтересованными подготовлен проект госпрограммы «Дороги Беларуси» на 2026-2030 годы.