
Глава государства в торжественной обстановке перерезал символическую красную ленточку. На церемонию были приглашены представители трудовых коллективов дорожных организаций, участвовавших в строительстве моста, жители Мозырского района. По сложившейся традиции ко Дню Октябрьской революции людям преподносят подарки — значимые, масштабные объекты, и обновленный мост — один из них.


Изначально движение по обновленному мосту планировали открыть в мае 2026 года, но благодаря высоким набранным темпам работ удалось сделать это уже к 7 ноября. Сам мост еще до открытия благодаря установленной вантовой арке и подсветке уже стал излюбленной фотозоной для жителей Мозыря.
В знак признательности от местных жителей главе государства преподнесли в подарок картину «Любимый город…». Это работа учителя Мозырской детской художественной школы искусств Леонида Приходько. Маслом на холсте изображен Мозырь в окружении лесов и холмов, у подножия города протекает живописная река Припять. Ее набережная — излюбленное место для прогулок жителей и гостей города, а два берега реки соединяет обновленная достопримечательность — реконструированный мост.
Картина, по словам Президента, будет передана во Дворец Независимости, где есть музей подарков главе белорусского государства от лидеров других стран, известных общественных и политических деятелей, представителей культуры и искусства, трудовых коллективов.«Полешуков надо встряхнуть». Лукашенко рассказал, почему из всех предложений выбрал поездку в Мозырь
«Поэтому настройтесь на хорошую работу. Помните, что то, что не сделали вы, никто не сделает. Ни я, никто. Каждый должен делать свое дело. Каждый за свой клочок земли, за свой кусочек работы отвечает и должен это делать. Это — главное. Дисциплина и еще раз дисциплина», — добавил Александр Лукашенко.
Александр Лукашенко рассказал, что, направляясь из Минска в Гомельскую область, осмотрел с вертолета, как обстоят дела с культурой земледелия, в каком состоянии находятся земли и сельхозугодья, и в целом остался доволен увиденным. «Не могу ни к чему придраться, кроме того, что в низких местах бросили поля и не пашете. Это плохо», — заметил глава государства. Он обратил внимание, что не задействованными в оборот, по сути — брошенными, остаются даже участки в 5-10 гектар, и это в то время, как государство вкладывает значительные средства в мелиорацию ради того, чтобы сделать земли пригодными для сельскохозяйственной деятельности.
Президент предупредил, что на этом его «инспекция» районов Гомельской области не завершена: «Я еще посмотрю тут все районы. И Ельский, и Наровлянский, и туда, южнее, — Лельчицы. Я посмотрю, как люди работают».
«Мы открыты. Пожалуйста, приезжайте, украинцы. Мы с удовольствием вас примем. Вашим семьям, вашим детишкам обеспечим такую жизнь, как белорусам в плане образования, здравоохранения», — пригласил глава государства.
Он отметил, что многие приехавшие из Украины переселенцы уже работают в том числе в Гомельской области. «Мы готовы их принимать. Для нас украинцы — это благо. Это очень трудолюбивые люди, понимающие нас, разговаривающие с нами на одном языке, — сказал Александр Лукашенко. — Тем не менее, беда пришла в дом нашего соседа. Думаю, что устаканимся мы с этой проблемой».
Он отметил, что, например, в России сейчас есть востребованность в трудовых ресурсах и часть людей может уехать на заработки туда. Кто-то уехал в западном направлении. «У нас в Польшу съехало 10-12 тыс. человек. Хотя, говорят, миллион уехало. Неважно сколько. А зубок лечить они едут в Гродно. А почему? Потому что тут бесплатно. Бесплатно ничего не бывает. Это бюджет — государство платит за вас. Поэтому и здесь будет принято решение», — сказал Президент.
«Поехал, ты ищешь хорошее место, где заработать, — правильно, препятствовать не будем. Особенно если ты едешь в Россию. Но ты, получив хорошие деньги, сюда приедь, заплати. Мы тебе выдернем и зуб, что угодно. Но только за твой счет, — заявил Александр Лукашенко. — Работайте на своей земле. Нищими не были и не будем».
«У нас в Польшу съехало 10-12 тыс. человек. Хотя, говорят, миллион уехало. Не важно сколько. А зубок приехать лечить они едут в Гродно. А почему? Потому, что тут бесплатно. Бесплатно ничего не бывает. Это бюджет — государство платит за вас. Поэтому и здесь будет принято решение», — сказал Александр Лукашенко.
В том числе и в России сейчас есть востребованность в трудовых ресурсах, и часть людей могут уехать на заработки туда.
«Поехал, ты ищешь хорошее место, где заработать, — правильно, препятствовать не будем. Особенно если ты едешь в Россию. Но ты, получив хорошие деньги, сюда приедь, заплати. Мы тебе выдернем и зуб, что угодно. Но только за твой счет», — заявил Александр Лукашенко.
При этом глава государства публично предупредил начальников, что людям надо платить нормальную зарплату: «Какое бы у вас ни было предприятие — убыточное, заброшенное — умрите, но людям зарплату заплатите. Это — главное. Если мы не будем платить нормальную зарплату — мы будем терять людей».
Сельскохозяйственные предприятия будут получать новую дорогостоящую технику и комбайны только на определенных условиях. Самое важное — эксплуатировать такие машины должны квалифицированные, профессиональные специалисты.
«Нужны люди — грамотные, квалифицированные. Поэтому сказано всем руководителям: с «Гомсельмаша» ни одного комбайна не получите, пока не будет конкретный человек, который на нем будет работать, — очень продвинутый механизатор. Он должен быть на уровне инженера», — отметил глава государства.
Лукашенко на примере строительства моста объяснил, почему не надо гнаться за «Гуччи» и «Версаче»
«Все от «Гуччи» и «Версаче» (хотят купить одежду. — Прим. БЕЛТА), все одеты. Я только иногда удивляюсь, зачем вы тратите на ерунду такие деньги. Свое покупайте, нормально будете носить. Предлагайте, что надо сшить и так далее, — сказал глава государства. — Мы вот дернули легпром наш, который шьет, заменили там руководство. Сейчас и за них возьмусь. У нас же все есть. Кожаное сделать пальто или куртку — хватает у нас этих кож. В Гатово под Минском крупное предприятие. У нас все есть. Обувь можем сшить».
Президент отметил, что в то время как люди стремятся купить товары зарубежных брендов, отечественные предприятия, которые производят такую же продукцию, не могут ее продать. «Можно было на этом предприятии (белорусском. — Прим. БЕЛТА) купить. Может быть, даже попроще. Свое надо одевать. Даже если чуть-чуть оно не соответствует великим, хотя сейчас врать начали дай бог (речь о разного рода подделках или снижении качества оригинальной продукции. — Прим. БЕЛТА), ну ты купи свое. Это значит, купив это, ты заплатил своему предприятию. Это значит, они деньги получат», — рассказал глава государства.

«На аркане людей не затащишь». Лукашенко о задаче создавать привлекательные условия в агрогородках
Общеизвестно, что жители деревень нередко стремятся переехать в города, в том числе и потому, что там более комфортные, привлекательные условия жизни, более развитая инфраструктура. В то же время потерять деревню ни в коем случае нельзя, об этом не раз говорил Президент. На уровне государства стоит важнейшая задача сохранить село. «Людей же на аркане, на веревке туда не затянешь. Значит, надо создавать условия и менять систему», — сказал Александр Лукашенко. На это направлены в том числе госпрограммы по возрождению села. «В социальном плане это значит создание агрогородков. Допустим, в Мозырском районе 14 агрогородков. Это крупные деревни, где должно быть все как в городе: детский садик, школа, банковское учреждение», — ориентировал Президент.
«Воруют. Эти тоже воруют (в дорожно-строительной отрасли. — Прим. БЕЛТА). Вот мы сейчас обнаружили — Комитет госконтроля сейчас работает. Что делают? У нас есть частные предприятия, у которых есть техника. Асфальтоукладчики, катки, погрузчики, экскаваторы. Ваши начальники (дорожно-строительных организаций. — Прим. БЕЛТА) арендуют эту технику. А зачем? В три-пять раз дороже. Сразу настораживает, — сказал глава государства. — А кому вы платите? Какие у вас там любовники, любовницы и прочие, которым вы деньги отстегиваете?! Ну если хотите любовницу, вы тогда из своего кармана платите. Что ж в дорогу загнали — в себестоимость (экономисты понимают). И я плачу за это деньги (бюджетные. — Прим. БЕЛТА). Почему я должен содержать? Это не дело».
«Поэтому будет жесточайший спрос. Я всегда говорил, и гомельчане (жители Гомельской области. — Прим. БЕЛТА) меня поддерживали: коррупция — это ржавчина, которая разъедает любую экономику», — подчеркнул белорусский лидер.
«Ты чего эту технику арендуешь, в пять раз дороже платишь? Да ты, построив этот мост, мог бы заработать деньги и купить асфальтоукладчик или каток, экскаватор или погрузчик. Ты не сделал. Почему? Готовьтесь», — предупредил Александр Лукашенко.
Заслушивая доклад о перспективах дорожного строительства, Президент подчеркнул, что поручил председателю КГК в этом вопросе серьезнейшим образом встряхнуть отрасль. «Жуткие вещи происходят, — сказал он. — Частник отдает технику в аренду втридорога. Это что такое? Это — коррупция».-0-
Речь, в частности, об автодорогах М-3, М-10, Р-46, Р-99, Р-122, а также наиболее востребованных участках, имеющих значительную интенсивность движения: Р-28, Р-53, Р-83.
Алексей Ляхнович доложил о планах по реконструкции дорог в направлении Витебска и Полоцка. В настоящее время все областные центры связаны автомобильными дорогами первой категории с городом Минском, за исключением Витебска. При этом автодорога М-3 Минск — Витебск на участке от Минска до Лепеля, а также автодорога Р-46 являются транспортным коридором в направлении портовой инфраструктуры Ленинградской области Российской Федерации.
В целях повышения эффективности перевозки экспортно-импортных грузов в настоящее время выполняется реконструкция автодороги М-3 от Плещениц до границы Минской и Витебской областей по параметрам 1-й технической категории. Также продолжается реконструкция дороги Р-46 от Лепеля до Полоцка, завершить которую планируется в 2026 году. В свою очередь капитальный ремонт автодороги Р-46 от Полоцка до границы с Российской Федерацией был проведен в 2024 году.
«Таким образом центр Витебской области у нас будет соединен с Минском. И в этом отношении люди должны быть благодарны, что мы это сделаем», — сделал вывод глава государства.
Продолжается реконструкция на еще одном международном коридоре. Это трасса Р-122 Могилев — Чаусы. «Мы сейчас начали участок дороги, и в следующей пятилетке мы его тоже завершаем, — рассказал Алексей Ляхнович. — Там порядка 40 километров».
«Если там на востоке будем атомную станцию строить, надо будет ускоряться», — заметил на это Александр Лукашенко.
Начата реконструкция М-10, которая является магистралью, идущей от границы России до Кобрина. «Когда мы построим до Кобрина эту дорогу?» — уточнил глава государства.
«Мы видим, что на этом участке, который мы сейчас начали от Гомеля до Мозыря, у нас есть интенсивность движения», — доложил министр.
Реконструкция автомобильной дороги М-10 на участке от Речицы до Калинковичей протяженностью 86 км осуществляется по параметрам 1-й технической категории с устройством цементобетонного покрытия.
Александр Лукашенко подчеркнул, что этот участок, безусловно, надо делать, он необходим для внутренних целей. Однако его не устроили планы завершить этот участок только к 2029 году и он предложил действовать быстрее. «До Мозыря (от Гомеля. — Прим. БЕЛТА) она должна быть, как из Минска до Гомеля. И нам надо ускоряться, — сказал он. — А уже от Мозыря туда дальше — через Петриков, Житковичи и до Кобрина — пока на паузу поставим. Может быть, что-то изменится».
Как отмечают в Минтрансе, на участке М-10 от Калинковичей до Кобрина протяженностью 343 км интенсивность движения транспортных средств соответствует существующим категориям дороги. Планируется дальнейшее поддержание данного участка в надлежащем состоянии.
Часть доклада министру касалась поручения Президента опробовать технологию укладки бетонного основания дороги поверх асфальта. В настоящее время этот подход применили на небольшом участке трассы М-4 Минск-Могилев, и опыт удачный.
«То есть годится? По асфальту бетон положить можем?» — уточнил глава государства.
Главе государства доложили, что работ при таком подходе надо выполнять меньше, а также ниже цена, если сравнивать с реконструкцией.
«Если это обосновано, технологически правильно, это надо делать», — сказал Президент.
Принято решение, что по подобной технологии будут делать основные выходы из Минска, чтобы не вводить в последующем летние и весенние ограничения для большегрузов. Устройство цементобетонного покрытия позволит значительно улучшить качество покрытий наиболее грузонапряженных участков дорог и увеличить допустимую нагрузку на ось до 11,5 тонны.
Отдельно Александру Лукашенко доложено о поручении по устройству дорог с твердым покрытием к агрогородкам. «У нас с областных центров к районным центрам дороги есть. Нет такого центра, который бы с областным не был соединен твердым покрытием. Дальше надо идти глубже — от районного центра к агрогородкам», — сказал глава государства.
Ранее правительством был утвержден соответствующий перечень на 2025-2026 годы, который включает 34 агрогородка, для обеспечения максимально комфортного подъезда к которым необходимо было сделать усовершенствованное покрытие на участках дорог общей протяженностью 156 км. В текущем году сделали 108 км к 29 таким населенным пунктам (большинство в Витебской области), а на следующий год осталось 5 населенных пунктов и 48 км.
Александр Лукашенко отметил, что надо очень внимательно подходить к этой работе и ориентировать на перспективные агрогородки. «Если определились, что там будет агрогородок, к нему надо ремонтировать или подводить дорогу, — сказал глава государства. — Главное не агрогородок (формальный статус населенного пункта. — Прим. БЕЛТА), а люди. Если там будут жить люди, дорогу делай. Но если мы понимаем, что там людей не будет, так зачем же мы туда строим такую дорогу? Поэтому еще раз надо по стране в целом и по Витебской области проревизировать. А деньги мы найдем куда направить».
В этом же ключе глава государства призывает действовать и в отношении более мелких деревень. «Мы должны видеть динамику. Перспективу. Если это 200 человек и каждый год люди уезжают, и там не будет этой деревни, зачем туда лезть? Мы же государственные деятели. Мы должны делать там, где нужно. Ревизию надо провести и посмотреть, не закапывать деньги там, где это не надо»,- сказал он.
В целом по итогам реализации госпрограммы на 2021-2025 годы ожидается выполнение ремонта и реконструкции 18 тыс. км автомобильных дорог республиканского и местного значения, а также 24 тыс. погонных метров мостовых сооружений на них (477 штук).
Одним из пяти приоритетов, предусмотренных концепцией программы социально-экономического развития Беларуси на следующую пятилетку, является приоритет «Качественные дороги — новые дороги по современным стандартам качества». В числе основных задач по реализации данного приоритета — ремонт и реконструкция 25 тыс. км автомобильных дорог общего пользования.
Минтрансом совместно с заинтересованными подготовлен проект госпрограммы «Дороги Беларуси» на 2026-2030 годы.


«Умрите, но людям зарплату заплатите». Лукашенко публично предупредил начальников
Лукашенко — людям: работайте на своей земле, нищими не были и не будем



