«Авангард» запускает новый проект «Мужики». В нем мы будем знакомить вас с мужчинами, которых смело можно назвать примером для подражания. В день годовщины аварии на Чернобыльской АЭС расскажем вам о двух наших земляках, принимавших участие в ликвидации ее последствий.

Леонид Садовский

Леонид Садовский – уроженец села Старые Шепеличи, которое находилось в 10 километрах от Чернобыльской атомной электростанции. В 1986-м году ему было 23 года. Работал он механизатором в колхозе на малой родине.

– День аварии помню хорошо. С самого утра в небе постоянно летали вертолеты, школа и детский сад были закрыты, все работы в колхозе отменили. Местное руководство объяснило это пожаром на электростанции, – поделился Леонид Алексеевич. – Через некоторое время наше село начали эвакуировать. Тогда я был местным депутатом и принимал непосредственное участие в этом процессе: встречал колонны автобусов, грузовиков, перегонял сельскохозяйственную технику. Сначала судьба забросила мою семью в деревню Мигалки Киевской области, а уже оттуда мы переехали в Буду Люшевскую. Как только обжились на новом месте, в 1987-м году добровольно пошел работать бульдозеристом в Чернобыль. Почему? Это моя родина, и я хотел помочь восстановить ее, чтобы поскорее вернуться. Всего пробыл там полгода, «хоронил» отходы ядерного топлива. После участия в ликвидации меня отправили на медицинскую комиссию. Врачи ничего не обнаружили, да и чувствовал я себя отлично. На здоровье не жалуюсь до сих пор.

Повлиял ли Чернобыль на мою жизнь? Конечно. Мне пришлось оставить родной дом. Но, как говорится, нет худа без добра: в Беларуси я встретил свою жену Елену, кстати, переселенку из Брагинского района, у нас двое замечательных детей. Как ликвидатор, вышел на пенсию в 50 лет и сейчас на заслуженном отдыхе.

Рассказывая о тех событиях, хотелось бы вспомнить, как переселенцев встречали на белорусской земле. Нам сразу предоставили жилье и работу, местные жители старались всячески помочь. Лично убедился в том, что белорусы – гостеприимный, порядочный народ. А Буду Люшевскую считаю своей второй родиной.

Эдуард Алейников

Эдуарду Алейникову 83 года. Во время Великой Отечественной войны ему едва исполнилось 4. Вместе с матерью и сестрой он оказался на принудительных работах в Германии. После победы Советской армии семья вернулась домой, в Старую Буду. Эдуард Михайлович отучился в школе и принял решение связать жизнь с сельским хозяйством. Поступил в школу механизаторов в Костюковке, после – в Горецкую сельхозакадемию, закончил аспирантуру. Когда произошла авария на ЧАЭС, он работал преподавателем в учебно-производственном комбинате города Каменец Брестской области. Оттуда в 1987-м был мобилизован как офицер запаса и участвовал в ликвидации последствий аварии. Служил заместителем начальника штаба 54-й воинской части, дислоцировавшейся в Краснопольском районе Могилевской области.

– Тогда в Краснопольском районе был высокий уровень радиационного загрязнения. Вместе с Чериковским районом они больше всего пострадали в Могилевской области, – вспоминает Эдуард Михайлович. – На протяжении полугода моя воинская часть проводила дезактивационные мероприятия: мы снимали и вывозили загрязненный грунт, чистили дороги, мыли крыши домов. Не помню, чтобы кто-то из нас был недоволен или возмущался. Все тогда понимали, что нужно сплотиться и работать. В Чернобыле был несколько раз. Больше всего из тех поездок запомнилось, как ходил по отселенным деревням: идешь по улице, а по обе стороны стоят дома и ни одного человека. Участие в ликвидации повлияло на здоровье: у меня проблемы с сердцем. Медицинская комиссия определила, что причина тому – радиационное облучение. Мне присвоили 3-ю группу инвалидности, поэтому получаю хорошую надбавку к пенсии.

Жалею ли я, что принимал участие в ликвидации? Нисколько. Кому, как не нам, гражданам СССР, спасать нашу страну от последствий аварии? Каждый из нас тогда выполнял свой гражданский долг, ни минуты не сомневаясь в том, что делает важную работу.

Юрий ЕЖОВ
Фото автора