Управление по работе с плательщиками по Буда-Кошелевскому району инспекции МНС Республики Беларусь по Жлобинскому району сообщает о возможности  использования в работе рекомендации о порядке применения норм пункта 10 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа».

Согласно пункту 10 Положения № 924/16 в редакции, вступающей в силу с 10 апреля 2022 г., юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 200 квадратных метров и более, за исключением объектов потребительской кооперации, расположенных на территории сельской местности, используют кассовый суммирующий аппарат или программную кассу, обеспечивающие дифференцированный учет данных о товарах, а также формирование в платежном документе помимо иной информации, определенной в требованиях к кассовому суммирующему аппарату или программной кассе, наименования товара.

Дифференцированный учет данных о товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, осуществляется с использованием системы автоматической идентификации ГС1 Беларуси.

В соответствии с пунктом 2 Положения № 924/16 дифференцированный учет -автоматизированный учет, предусматривающий наличие у юридического лица и индивидуального предпринимателя информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товарах в торговых объектах.

Определение торговой площади.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон № 128-З):

  • торговая площадь – площадь торгового зала (торговых залов) магазина, павильона (подпункт 1.30);
  • торговый зал – часть магазина, павильона, предназначенная для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания и прохода покупателей, проведения денежных расчетов с ними (подпункт 1.34).

Исходя из указанного определения термина «торговый зал», к торговой площади магазина относятся следующие перечисленные в обращении площади:

  • площадь примерочных кабин (для демонстрации товаров и обслуживания покупателей);
  • площадь, занятая рабочим местом кассира, и площадь, на которой размещено кассовое оборудование (для проведения денежных расчетов с покупателями);
  • площади, расположенные внутри магазина, но используемые в качестве выставочного зала, в котором размещены манекены с образцами товаров (для демонстрации товаров).

Не относятся к торговой площади магазина:

  • площадь, используемая в качестве склада для товара (складские помещения);
  • площадь, используемая как бытовое помещение для работников (для хранения одежды, личных вещей) либо для отдыха работников.
  • Площадь, используемая для хранения вещей покупателей (то есть площадь, занимаемая кабинами для хранения вещей, ящиков для хранения.

вещей, столами, где покупатели могут оставить свои вещи), может находиться как в торговом зале магазина, так и в иных местах в зависимости от планировки торгового зала магазина (к примеру, камеры хранения вещей могут располагаться как в торговом зале, так и в тамбуре или за линией, где размещено кассовое оборудование, иных площадях магазина, не являющихся торговыми).

Использование сведений о торговой площади торговых объектов, содержащихся в Торговом реестре Республики Беларусь (далее – Торговый реестр), возможно для определения соответствия размера такой площади критерию, установленному в пункте 10 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16.

Справочно. В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона № 128-З субъекты торговли по каждому торговому объекту представляют в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 363, в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городе Минске уведомления для включения сведений в Торговый реестр, несения изменений в сведения, ранее включенные в Торговый реестр, исключения сведений из Торгового реестра.

Согласно пункту 9.10 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, включение сведений в Торговый реестр, внесения изменений в сведения, ранее включенные в Торговый реестр, исключение сведений из Торгового реестра являются административной процедурой.

Маркировка товаров штриховыми идентификационными кодами.

Порядок маркировки штриховыми идентификационными кодами определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2000 № 748 «О некоторых мерах по совершенствованию организации и дальнейшему развитию работ в области товарной нумерации и штрихового кодирования в Республике Беларусь» (далее – постановление № 748).

Перечень товаров, которые могут не маркироваться штриховыми идентификационными кодами, определен в пункте 23 Положения о товарной нумерации и штриховом кодировании товаров (продукции) в Республике Беларусь, утвержденного постановлением № 748 (далее – Положение № 748).

Справочно. В указанный перечень включены следующие товары:

  • изделия народных художественных ремесел и авторские работы;
  • товары (продукция), изготовленные по индивидуальным заказам;
  • товары (продукция), для которых техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации не предусмотрено наличие потребительской тары, этикетки, ярлыка и на которые технически невозможно нанесение штрихового идентификационного кода;
  • товары (продукция), которые реализуются через розничную торговую сеть непосредственно покупателю путем фасования или другого отмеривания;
  • товары, масса брутто которых превышает 25 кг;
  • товары, являющиеся составной частью комплекта;
  • единичные образцы товаров (продукции);
  • товары (продукция), которые не реализуются оптом и (или) через розничную торговую сеть, общественное питание, а поставляются или изготавливаются для собственного производства (потребления);
  • товары (продукция), которые не предназначены для реализации непосредственно потребителям;
  • ювелирные изделия;
  • мебель;
  • электронно-вычислительные машины;
  • продукция военного назначения.

При реализации товаров, не поименованных в пункте 23 Положения № 748, субъектом хозяйствования должен быть обеспечен дифференцированный учет с использованием системы автоматической идентификации ГС1 Беларуси.

Для выполнения данного требования субъектам хозяйствования необходимо информировать поставщиков товаров о необходимости поставки товаров с нанесенными штриховыми идентификационными кодами.

При этом следует учитывать, что в случае приобретения товаров без нанесенных штриховых идентификационных кодов субъектам торговли для целей выполнения норм пункта 10 Положения № 924/16 необходимо обращаться в Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 Беларуси для самостоятельного получения и нанесения на реализуемые товары (за исключением товаров, указанных в пункте 23 Положения № 748) штриховых идентификационных кодов.

Информационные материалы об использовании штриховых идентификационных кодов, порядке их получения и нанесения, а также контакты Ассоциации автоматической идентификации ГС1 Беларуси размещены на сайте http://gs1by.by.

Обеспечение дифференцированного учета товаров, не подлежащих маркировке штриховыми идентификационными кодами.

Пунктом 10 Положения № 924/16 установлена обязанность по указанию в платежном документе, формируемом кассовым оборудованием, наименования товара, вне зависимости, подлежит реализуемый товар товарной нумерации и штриховому кодированию, либо нет.

Соответственно, если реализуемые товары (например, мебель) не подлежат товарной нумерации и штриховому кодированию согласно Положению № 748, организация дифференцированного учета определяется субъектом хозяйствования самостоятельно, с учетом требования к его ведению, предусмотренного пунктом 2 Положения № 924/16.

Для этого субъекту торговли необходимо обеспечить наличие информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товарах в торговых объектах.

Прием авансовых платежей в торговом объекте при осуществлении торговли товарами по образцам.

В случае, если в торговом объекте площадью более 200 квадратных метров продавцом принимаются только авансовые платежи в виде задатка за товар и не производится фактический отпуск (продажа) товара покупателю, нормы пункта 10 Положения № 924/16, не являются обязательными к соблюдению.

Модели кассового оборудования для обеспечения дифференцированного учета

Для выполнения требований, установленных пунктом 10 Положения № 924/16, необходимо использовать кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах и указание

в платежном документе наименование товара, а именно:

  • в случае использования кассовых суммирующих аппаратов -кассовые суммирующие аппараты, включенные в раздел 2 Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.10.2011 № 74;
  • в случае использования программных касс – программные кассы со сферой применения – «Сфера торговли (в том числе для использования в торговых объектах, в которых установлена обязанность использования кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет данных о товарах).