Хатынь – наша вакцина от нацизма

Я была на мемориальном комплексе летом 2021-го. Всей семьей. Среди звенящей тишины, прерываемой глухим набатом хатынских колоколов, мы долго искали на «Древе жизни» – мемориальном знаке в честь 433 белорусских деревень, сожженных оккупантами вместе с жителями, но возрожденных после войны, – одно название: Повчин. Хотели показать детям. В этой глухой деревушке Житковичского района гитлеровцы сожгли их прапрадеда Николая вместе с остальными 123 мирными жителями. Это случилось 24 апреля 1944 года. На рассвете. Накануне Радуницы. Люди чувствовали себя в безопасности – апрельское половодье, как им казалось, надежно защищало их от врагов. Но немцы подобрались к деревне на лодках, окружили ее двойным кольцом и согнали всех жителей в центр деревни, якобы для проверки документов.  Их всех: женщин, детей, стариков – сожгли в деревянном сарае. Заживо. По подозрению в поддержке партизан. Погиб и прапрадед Николай – житель соседней деревни Запесочье –  ее оккупанты сожгли вместе с жителями еще 22 августа 1941-го. Злой рок настиг Николая спустя 3 года в Повчине, но оказался он там не случайно: здесь пекли хлеб для партизан, а он относил. Завтра исполнится ровно 78 лет со дня той страшной трагедии.

Нам было важно рассказать об этом детям именно здесь. Чтобы знали и помнили. Это наша вакцина от беспамятства и бесчеловечности, от вируса нацизма. Он, оказывается, очень живуч, а иммунитет снижается быстро. Иначе как объяснить многочисленные факты реабилитации и героизации гитлеровских палачей по всему миру и в том числе на Украине? Наша соседка, к слову, уже давно вступила в ряды стран со своим особым взглядом на историю нацистских преступлений, представляя извергов и убийц мирного населения славными ребятами, героями, ставшими на защиту родины от большевиков, советских «оккупантов». Похоже, сегодня ни их, ни прогрессивную европейскую общественность ничуть не смущает тот факт, что 22 марта 1943 года все 149 жителей белорусской деревни Хатынь, в том числе 75 детей, были заживо сожжены, а из 300 палачей только 100 были немцами, а 200 – украинскими националистами ОУН-УПА, вошедших в полицейскую бригаду Шуцманшафт. Как свидетельствуют очевидцы и архивные документы, совместно с гитлеровцами украинские националисты уничтожили в Беларуси больше 600 деревень, вместе с их жителями. Украинские пособники гитлеровцев причастны и к массовым расстрелам в Бабьем Яру.

Впрочем, нацизм не смущали Европу и 80 лет назад. К чему привели заигрывания с фашизмом помнят, оказываются не все. Коричневая чума захватила практически весь мир, а бороться с ней пришлось советскому народу. Для примера: из всех стран Европы дольше всех оборонялись Норвегия – 2 месяца и 1 день и Франция – 1 месяц 12 дней. Польша сдалась на 27-й день, Греция – на 24-й, Бельгия – на 18-й, Голландия – на 5-й, а Дания и вовсе продержалась только 6 часов. Советский Союз, если кто запамятовал, сопротивлялся 3 года 11 месяцев и 16 дней, а потом гнал врага до самого Берлина, освободив большую часть современной Европы: по оценкам историков порядка 47% территории.

Говорят, о поколении судят по их героям. Если кумирами становятся звери в человеческом обличье, палачи, убийцы женщин и детей, значит, кровавый урок истории не был усвоен? Или его забыли? Беларусь, где память о Великой Отечественной войне все так же чтят, готова делиться с миром вакциной от страшного вируса. Приезжайте в Хатынь, послушайте ее колокола. О ком они так тревожно звонят? Что хотят нам сказать сегодня? Может, они звонят по нам?

С уважением, Ирина ПАЛУБЕЦ.