Многие профессии обрастают мифами и клише, но, пожалуй, судмедэксперт – в топе. Чтобы развенчать все шаблоны об этой редкой профессии, в рамках проекта «Мужики» познакомим вас с экспертом экспертно-криминалистического сектора по Буда-Кошелевскому району Буда-Кошелевского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз старшим лейтенантом юстиции Максимом Голубевым.

– Максим Геннадьевич, чем занимается эксперт-криминалист?

– Служба в ГКСЭ – это особенная специфичная работа, которую выполняет узкий круг специально обученных людей. Найти, соб-рать и исследовать улики – вот основные обязанности эксперта-криминалиста в следственном процессе. С первого взгляда все это выглядит довольно просто, но на самом деле это целая наука. Ни одно расследование преступления не может обойтись без участия судебных экспертов. Как показывает практика, наша помощь в раскрытии дел действительно неоценима.
Если говорить в целом, то наша обязанность – выехать на место происшествия в составе следственно-оперативной группы, изучить следовую картину, предварительно ее проанализировать, зафиксировать на фото и видео, а затем провести итоговую судебную экспертизу вещественных доказательств.

– Как вы пришли в профессию?

– Признаюсь, даже после школы я твердо не решил, чем хочу заниматься. Особо не раздумывая, поступил в Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого, где получил профессию инженера. После этого два года проработал мастером на заводе «Центролит». Но мысль о том, чтобы стать военным, меня не покидала. По совету друзей присмотрелся к экспертной службе. Посетил экспертные подразделения в Гомеле, пообщался с действующими специалистами и пришел к выводу, что мне это весьма интересно. В ноябре 2016 года пришел на службу в ГКСЭ экспертом-стажером экспертно-криминалистического сектора по Чечерскому району Буда-Кошелевского межрайонного отдела.

– Думаю, что нашим читателям будет интересно узнать, как проходит рабочий день судебного эксперта.

– Часто нам приходится осуществлять дежурства в качестве специалиста в составе следственно-оперативной группы, которая отправляется на места происшествий по заявлениям граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Основания для выезда разные: от банальной кражи мобильного телефона и угона автомобиля до убийства. В целом работа эксперта делится на два этапа: осмотр места происшествия, проведение экспертиз. Первоочередная задача криминалиста – обнаружить следы преступника, зафиксировать их и изъять. И здесь, на мой взгляд, не обойтись без таких качеств, как педантичность, внимательность и терпение. Ну и, конечно же, необходима способность логически мыслить, чтобы смоделировать действия преступника, уметь поставить себя на его место. На втором же этапе специалист становится уже экспертом. Существует семь традиционных видов криминалистических исследований: в нашем межрайонном отделе проводятся три из них: дактилоскопическая экспертиза (следы пальцев и ладоней), трасологическая (следы транспортных средств, обуви, кожи, механизмов, орудий и т.д.) и экспертиза холодного и метательного оружия. Для каждой из них нужны определенные знания и практические навыки. Я имею допуск к проведению двух видов экспертиз: дактилоскопической и трасологической. В ближайших планах освоить и экспертизу холодного оружия, так как считаю, что в нашей работе необходимо постоянно учиться и самосовершенствоваться, ведь цена ошибки может быть слишком велика. К слову, за время существования отдела повторных экспертиз не было, что свидетельствует о качестве их проведения и профессионализме наших сотрудников.

– Раскройте секрет, что находится в вашем увесистом чемоданчике, с которым выезжаете в составе следственно-оперативной группы?

– В нем есть все необходимое для работы: фотоаппарат, валик и порошки для снятия отпечатков с различных поверхностей, разнообразные кисточки, линейки, рулетки и еще множество всяких приспособлений. По сути, это бесценный чемодан, без которого раскрыть преступление в разы сложнее.

– Расскажите нашим читателям что-нибудь интересное из своей профессиональной деятельности.

– Приведу пример, когда благодаря работе эксперта удалось два, казалось бы, совершенно не связанных между собой дела соединить в одно. На краже в Радеево удалось снять отпечаток следа обуви, а в райцентре – след пальца руки, по которому и установили преступника. При его задержании обратили внимание на обувь, след от которой полностью совпал с тем, что был обнаружен ранее на другом месте преступления. Еще не так давно пришлось проводить экспертизу более 20 кусков рельс, изъятых у преступников, похищавших металл. После трех недель кропотливой работы и соответствующих экспертиз удалось доказать, что они были похищены с одной из заброшенных ферм района, хотя даже на суде преступники этот факт кражи категорически отрицали. Но, как говорится, улики – вещь упрямая. Благодаря экспертизе они понесли заслуженное наказание, так что преступлений без следов не бывает.

Отметим, что по результатам работы за 2021 год Максим Голубев был признан одним из лучших экспертов Гомельщины и за добросовестную работу отмечен благодарностью начальника УГКСЭ по Гомельской области.

Беседовала
Ольга ЧЕРНЯКОВА
Фото автора