Из воспоминаний гвардии генерал-майора Федора Савельевича Драенкова, уроженца д. Морозовичи, непосредственного свидетеля и участника героических событий за освобождение нашей Родины.

Бой на государственной границе Германии
Памятен день 28 января 1945 года. В два часа дня разведчики нашего полка вступили на немецкую землю и первыми на приграничных столбах укрепили плакаты с надписями «Вот она – гитлеровская Германия», «Мы ее поставили на колени».
Плакаты читали на ходу. И каждое слово напоминало бойцам об увиденном и пережитом: руины Сталинграда и Смоленска, Одессы и Киева вставали перед глазами.
Так вот она, проклятая земля, где родились выродки, залившие кровью Европу. Это отсюда они ринулись в поход против человечества. Это отсюда они пришли к нам. Три с лишним года гитлеровские палачи глумились над советскими людьми, разрушали и грабили наши города и села. Они мечтали о господстве над миром. Они были слишком наглы, самоуверенны, чтобы думать о возмездии. Но возмездие пришло. Советские воины донесли свою справедливую месть до германской земли.
Не останавливаясь, движутся подразделения полков через границу. У старого пограничного столба осталась небольшая доска с надписью: «28 января 1944 года в 14 часов здесь первыми из состава войск 1-го Белорусского фронта пересекли границу Германии гвардейцы 57-й стрелковой дивизии».
174-й гвардейский полк, которым я командовал в то время, пересек границу северо-восточнее Битше. Развернувшись в цепь, батальоны полка пересекли железную дорогу и после короткого боя ворвались во вражеские траншеи. Всю ночь и на следующий день шли упорные бои. Разведка полка донесла, что в крупном населенном пункте Кулькау противник сосредоточил большое количество пехоты и танков. По-видимому, чтобы контратаковать нас. Мною было принято решение: стремительным внезапным ударом в обход Кулькау с севера выйти на шоссейную дорогу и отрезать пути отхода немецкому гарнизону. Противник был разгромлен. За этот бой я был награжден вторым орденом Боевого Красного Знамени.
…Позади польско-германская граница, дважды форсирована и излучина реки Варта. Будто в кинокадрах мелькают километры неимоверно тяжелого, но славного пути. Взяты штурмом города Гловачув, Едлинск, Згеж, Конич, Гнезино. Более 570 километров было пройдено с боями за 18 суток от Вислы до Одера.
Мне не пришлось форсировать реку Одер. В одном из тяжелых боев на подступах к этой крупной водной преграде я был ранен. Снаряд попал в левое плечо, но я выжил.
В конце апреля 1945 года под личную расписку я выписался из госпиталя и выехал на фронт. Врачи не отпускали, рана еще не зажила. По пути в Берлин на одной из пригородных остановок я узнал, что в ночь на 2 мая было сломлено сопротивление последних групп врага. Берлин, центр фашизма и агрессии в Европе, пал. Величайшая в истории битва закончилась.

Три примера из многих сотен
В нашей 8-й гвардейской (62-й Сталинградской) армии был такой случай. На промежуточном пункте связи осталась только одна связистка Надя Клименко. Когда все ее подруги были убиты или ранены, Клименко не ушла с поста и до последней минуты докладывала обо всем, что происходило на поле боя. Вот ее последние доклады на узел связи армии: «Около пункта наших людей нет, я осталась одна, вокруг рвутся снаряды… Правее меня двигаются танки с крестами на броне, за ними идут пехотинцы… Мне уходить нельзя – все равно пристрелят, буду информировать. Слушайте…» На этом передача оборвалась. После выяснилось, что Надя отбивалась до последнего патрона. Тяжелораненую девушку фашисты пытались взять в плен, но она предпочла смерть.
Однажды, зайдя в одну из наших землянок, командир дивизии спросил у солдат: «Кто из вас будет Яков Будник?» «Я, товарищ генерал!» – ответил Будник. «Привез вам подарок от жены. Хороший подарок, – семейный. Хотите посмотреть? Идемте», – сказал генерал. Вместе с другими товарищами Яков пошел на огневую позицию. Там на месте старого 82-миллиметрового миномета был установлен новый. «Вот, – показал генерал, – принимайте!» На медной пластинке, прикрепленной к стволу, было выбито: «От жены Ксении». Так «семейный» миномет Будник стал символом неразрывной связи тыла и фронта, взаимных усилий всех советских патриотов в деле разгрома врага, олицетворением неустанной заботы тружеников тыла Советской армии.
Под Ковелем к одному из наших командиров-артиллеристов подошел старик и попросил: «Товарищ командир, наведите ваши пушки вон на тот дом. В нем находится немецкий штаб». «А если там остались местные жители, советские люди?» – спросил командир. «Нет там наших. А это мой дом. Старуха, моя жена, тоже ушла», – ответил старик. Этот случай в очередной раз подтвердил, что советские люди ничего не жалели ради победы над врагом.
Мой жизненный путь оказался нелегким, но интересным. Иногда трудно было идти вперед. На пути вставали, казалось, непреодолимые преграды. Однако меня они не пугали. В борьбе с ними я закалялся, мужал, становился опытнее. Меня воспитали хорошие родители, прекрасные советские педагоги, комсомол, партия, коллектив, труд.
Комсомол! Я произношу это слово с волнением и гордостью. Сколько славных подвигов совершили комсомольцы в годы коллективизации, первых пятилеток, в Великую Отечественную войну и в послевоенный период.
Я поступал всегда так, как делает любой советский гражданин, любящий свою социалистическую Родину. Я не допустил ни одного бесчестного поступка на войне. Был всегда там, где жарко. 15 правительственных наград, которых я удостоен, – это не только мои заслуги. Это благородный труд всех: родителей, комсомола, партии, коллектива, педагогов.
Я глубоко убежден, что главное в жизни – упорный труд, любовь к избранной профессии. Ведь не зря говорят: «Труд – отец, земля – мать». Сознательный труд в нашем социалистическом обществе закаляет человека, делает его дисциплинированным, полезным в семье и обществе.
На собственном опыте убедился, что в любых условиях и в любом возрасте можно учиться. Я всегда находил время для учебы. У меня четыре диплома, среди них об окончании Военной академии имени М.В. Фрунзе, академии генерального штаба. В общей сложности я учился 19 лет. Скажу откровенно: нелегко было учиться после войны, ведь в моем теле 22 осколка, а они часто тревожат.
Еще раз скажу о значении воли. За последние 10 лет мне пришлось служить в самых трудных климатических условиях: на крайнем северо-востоке – Чукотке и Камчатке, в знойных тропиках, почти на экваторе – во Вьетнаме. Но я ни разу не болел, потому что все время закалял организм. И самое главное – для нас ничего нет дороже Родины. Мы ее строили и никогда и никому не дадим в обиду.
27 марта 1966 года.

Наталья ЛОГУНОВА